Данные в Европе: призывы к пересмотру GDPR на фоне консультаций по стратегии

36

Европейский союз пытается уточнить свой подход к управлению данными посредством новой стратегии, охватывающей Директиву об открытых данных, Закон о данных и Бесплатное течение неперсональных данных. Однако обратная связь от европейцев показывает, что у них сохраняются устойчивые опасения по поводу флагманского закона ЕС о защите частной жизни – Общего регламента о защите данных (GDPR) – который, возможно, сдерживает прогресс в развитии процветающей экономики данных.

Недавние ответы на консультацию Европейской комиссии предоставляют ценные сведения о том, как европейцы воспринимают эти взаимосвязанные политики. Хотя консультация в основном касалась Открытых данных и Закона о данных, значительное число участников указали на необходимость пересмотра GDPR. Это подчеркивает потенциальное расхождение между амбициями ЕС по созданию динамичного сектора данных и практической реальностью, с которой сталкиваются компании при работе в условиях строгих правил конфиденциальности.

Комиссия получила обратную связь через два различных канала: более открытую «Требование об предоставлении доказательств» и структурированный опросник. Значительно больше лиц и организаций (247) воспользовались свободной формой «Требования об предоставлении доказательств», чем формальным опросником (171), что, возможно, отражает недовольство ограниченным пространством для детальной критики в последнем формате. Это различие ставит под сомнение вопрос о том, насколько эффективно Комиссия использует обратную связь, поступающую за пределами ее официальных каналов.

Также проявились географические тенденции в ответах. Западные европейские страны, особенно Германия, Бельгия и Франция, доминировали в участии в обоих каналах, что соответствует их исторической вовлеченности в процессы принятия решений ЕС. В отличие от этого, страны Восточной и Центральной Европы в основном не участвовали в дискуссиях, что может указывать на недостаточное осведомленность или ощущение влияния на разработку стратегии данных.

Хотя GDPR не являлось центральной темой консультации, 27% респондентов явно призвали к его включению в будущие усилия по законодательной увязке. Это мнение обусловлено широко распространенным убеждением, что чрезмерно широкие интерпретации понятия «личные данные» в рамках GDPR препятствуют использованию нечувствительных данных, которые являются решающими для инноваций, особенно в таких областях, как искусственный интеллект (ИИ).

Респонденты неоднократно подчеркивали необходимость примирения защиты данных с развитием ИИ. Они отмечали несоответствия в применении мер контролирующих органов по защите данных между государствами-членами и указывали на «эффект губительного прикосновения», когда чрезмерно широкие интерпретации личных данных подавляют потенциально полезные приложения. Упрощение соответствия GDPR также было отмечено как актуальная проблема, но в конечном счете для раскрытия потенциала данных Европы важно принципиально решать вопрос о масштабе и применении данного закона.

ЕС стоит на перекрестке. Его амбициозная стратегия данных нуждается в доверии и участии населения для успешной реализации. Урегулирование этих вопросов, связанных с GDPR, поощрение инклюзивности в консультациях и обеспечение единообразного применения нормативных актов о данных между государствами-членами – это необходимые шаги на пути к созданию настоящей европейской экономики данных.