Авиакомпаниям и судоходным гигантам поставлена амбициозная задача: к 2050 году достичь нулевого выброса углекислого газа. Звучит красиво, но как это воплотить в жизнь без кардинальных технологических прорывов? Oxylus Energy, молодой стартап, рожденный из лаборатории Йельского университета, уверен, что нашел ключ к решению этой экологической головоломки – речь идет о “зеленом” метаноле.
Метанол: многоликий герой декарбонизации
Сегодня метанол, широко используемый в нефтехимии для производства разнообразных продуктов, часто синтезируется из ископаемого топлива. Но представьте его экологически чистой версию – метанол, созданный без участия углеводородов. Именно такой “зеленый” метанол может стать настоящим спасением для авиации, судоходства и нефтехимии, которые в совокупности отвечают за 11% глобальных выбросов.
Электрические автомобили уверенно завоевывают дороги, но дальние полеты самолетов и тяжелые морские перевозки по-прежнему зависят от энергоемких ископаемых топлив. Аккумуляторы для таких гигантов слишком громоздки, а полная перестройка на водород потребует колоссальных инвестиций.
Метанол уже знаком автоспорту – десятилетиями он служил гоночным топливом. Более того, многие современные двигатели внутреннего сгорания могут работать на нем с минимальными модификациями. Некоторые морские суда уже перешли на метанол, хотя его энергетическая плотность ниже, чем у дизельного топлива, все же это достаточно для серьезного рассмотрения в отрасли.
Авиакомпаниям путь сложнее – им нужен дополнительный этап переработки зеленого метанола в топливо, более близкое к существующему авиационному. Но экономия CO2 будет ощутимой только при условии “чистого” происхождения самого метанола – именно здесь на сцену выходит Oxylus Energy.
Оксиловый спирт: секрет баланса
Производство зеленого метанола сегодня дорогостоящее из-за многоступенчатого процесса, где каждый этап энергоемкий и требует специализированного оборудования. По данным Lux Research, один из этапов – получение чистого водорода – уже составляет около 16% от общей стоимости.
Технология Oxylus Energy революционизирует этот процесс. Они разработали катализатор на основе кобальта, который ускоряет химическую реакцию получения метанола прямо внутри электролизера. Электролиз разделяет молекулы воды и углекислого газа, а катализатор направляет атомы водорода, кислорода и углерода к образованию метанола (CH3OH) и кислорода (O2). Все это происходит при обычной температуре и давлении, что существенно снижает затраты.
“В электролизе CO2 вы всегда боретесь за получение водорода,” – поясняет технический директор Конор Руни. “Если слишком много атомов водорода объединяются в молекулы водорода (H2), то их не хватает для метанола. Наша структура катализатора направляет реакцию, позволяя метанолу образовываться после выделения водорода из воды. Нужно соблюдать этот “прекрасный баланс”.– добавляет он.От химии до неба: многогранное применение
Метанол Oxylus находит применение в химической промышленности для производства формальдегида, уксусной кислоты и других важных веществ. После дополнительной обработки его можно превратить в экологически чистое авиационное топливо.
Стартап недавно привлек 4,5 миллиона долларов на стартовый раунд финансирования, возглавляемый Toyota Ventures и Azolla Ventures, с участием Earth Foundry и Connecticut Innovations. Эти средства пойдут на строительство серийного реактора, который станет доказательством их технологических достижений и позволит подтвердить конкурентные цены.
“При сегодняшних ценах на возобновляемые источники энергии мы будем находиться на уровне или ниже себестоимости по сравнению с традиционным метанолом,” – уверен генеральный директор Перри Бакас. “Главное сейчас – создать эту систему в ближайшие годы, и именно на это мы сосредоточимся.”
Oxylus Energy предлагает не просто альтернативу, а настоящий прорыв в декарбонизации сложных отраслей. Их технология – это надежда на чистые небеса и моря, где авиалайнеры и суда будут плыть и летать без ущерба для планеты.