Зеленое топливо для неба и морей: Oxylus Energy взрывает стереотипы

49

Авиакомпаниям и судоходным гигантам поставлена амбициозная задача: к 2050 году достичь нулевого выброса углекислого газа. Звучит красиво, но как это воплотить в жизнь без кардинальных технологических прорывов? Oxylus Energy, молодой стартап, рожденный из лаборатории Йельского университета, уверен, что нашел ключ к решению этой экологической головоломки – речь идет о “зеленом” метаноле.

Метанол: многоликий герой декарбонизации

Сегодня метанол, широко используемый в нефтехимии для производства разнообразных продуктов, часто синтезируется из ископаемого топлива. Но представьте его экологически чистой версию – метанол, созданный без участия углеводородов. Именно такой “зеленый” метанол может стать настоящим спасением для авиации, судоходства и нефтехимии, которые в совокупности отвечают за 11% глобальных выбросов.

Электрические автомобили уверенно завоевывают дороги, но дальние полеты самолетов и тяжелые морские перевозки по-прежнему зависят от энергоемких ископаемых топлив. Аккумуляторы для таких гигантов слишком громоздки, а полная перестройка на водород потребует колоссальных инвестиций.

Метанол уже знаком автоспорту – десятилетиями он служил гоночным топливом. Более того, многие современные двигатели внутреннего сгорания могут работать на нем с минимальными модификациями. Некоторые морские суда уже перешли на метанол, хотя его энергетическая плотность ниже, чем у дизельного топлива, все же это достаточно для серьезного рассмотрения в отрасли.

Авиакомпаниям путь сложнее – им нужен дополнительный этап переработки зеленого метанола в топливо, более близкое к существующему авиационному. Но экономия CO2 будет ощутимой только при условии “чистого” происхождения самого метанола – именно здесь на сцену выходит Oxylus Energy.

Оксиловый спирт: секрет баланса

Производство зеленого метанола сегодня дорогостоящее из-за многоступенчатого процесса, где каждый этап энергоемкий и требует специализированного оборудования. По данным Lux Research, один из этапов – получение чистого водорода – уже составляет около 16% от общей стоимости.

Технология Oxylus Energy революционизирует этот процесс. Они разработали катализатор на основе кобальта, который ускоряет химическую реакцию получения метанола прямо внутри электролизера. Электролиз разделяет молекулы воды и углекислого газа, а катализатор направляет атомы водорода, кислорода и углерода к образованию метанола (CH3OH) и кислорода (O2). Все это происходит при обычной температуре и давлении, что существенно снижает затраты.

“В электролизе CO2 вы всегда боретесь за получение водорода,” – поясняет технический директор Конор Руни. “Если слишком много атомов водорода объединяются в молекулы водорода (H2), то их не хватает для метанола. Наша структура катализатора направляет реакцию, позволяя метанолу образовываться после выделения водорода из воды. Нужно соблюдать этот “прекрасный баланс”. – добавляет он.

От химии до неба: многогранное применение

Метанол Oxylus находит применение в химической промышленности для производства формальдегида, уксусной кислоты и других важных веществ. После дополнительной обработки его можно превратить в экологически чистое авиационное топливо.

Стартап недавно привлек 4,5 миллиона долларов на стартовый раунд финансирования, возглавляемый Toyota Ventures и Azolla Ventures, с участием Earth Foundry и Connecticut Innovations. Эти средства пойдут на строительство серийного реактора, который станет доказательством их технологических достижений и позволит подтвердить конкурентные цены.

“При сегодняшних ценах на возобновляемые источники энергии мы будем находиться на уровне или ниже себестоимости по сравнению с традиционным метанолом,” – уверен генеральный директор Перри Бакас. “Главное сейчас – создать эту систему в ближайшие годы, и именно на это мы сосредоточимся.”

Oxylus Energy предлагает не просто альтернативу, а настоящий прорыв в декарбонизации сложных отраслей. Их технология – это надежда на чистые небеса и моря, где авиалайнеры и суда будут плыть и летать без ущерба для планеты.